Биография Антуана-Жозефа Сакса

Антуан-Жозеф Сакс

 1814-1894

«Это самый красивый звук, который я когда–либо слышал!»
Дж. Россини

          Так воскликнул великий композитор, когда впервые услышал звук саксофона в 1848 году. Принято считать, что саксофон появился на свет благодаря джазу, но это не так. Он был изобретён в первой трети XIX века бельгийским изобретателем, мастером по изготовлению музыкальных инструментов, профессиональным музыкантом, преподававшем в Парижской консерватории, – Адольфом Саксом. Мсье Сакс очень хотел создать семейство инструментов, которой сочетало бы в себе свойства солирующего инструмента, с силой звучащего органа, с теплотой скрипичной группы и с экспрессивностью человеческого голоса. Какова же судьба этого человека?

         Контрабас саксофон? Баритоновая валторна? Бас кларнет? Сопранино саксофон? Паровой орган каллиопа? Ароматические коробки-пульверизаторы? Рефлектор звука? Новый процесс настройки фортепиано (оставшийся секретом)? Портативные литавры? Все эти сумасшедшие диковинки изобрёл один человек…

          …Бельгийский изобретатель и музыкальный мастер Антуан-Жозеф (Адольф) Сакс вошёл в историю развития музыкальных инструментов наравне с великими музыкальными мастерами. В течение его жизни, усовершенствованный им бас кларнет и семейство помповых инструментов биглей (называемых также саксгорны) были намного более популярны, чем саксофоны. Своё первое значимое изобретение – усовершенствование бас кларнета – он представил публике, когда ему было 20 лет. Он также внёс значительный вклад в усовершенствование кларнета, фагота, литавр. Запатентовал паровую каллиопу – инструмент, играющий при помощи пара от работающего локомотива!

steam caliope

          Вместе с Луи Пастером работал над изобретением коробок-пульверизаторов для ароматерапии.

Запатентовал усовершенствованный паровозный свисток.

         … Антуан-Жозеф Сакс родился 6 ноября 1814 года в провинциальном бельгийском городке Динан. фото города Динан

          Его отец, Шарль-Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель, где их дело становится настолько успешным, что они становятся придворными поставщиками музыкальных инструментов для бельгийского королевского двора.

         Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали.

Кларнет, изготовленный Шарлем Саксом из слоновой кости

Шарль Сакс слоновая кость

          В семье Саксов было шестеро детей, старший из которых, Антуан-Жозеф, с ранних лет проявил способности и в музыке, и в изготовлении инструментов.

          С ранних лет он сам себе мастерил игрушки, а к двенадцати уже вовсю помогал отцу в мастерской, выполняя такие сложные работы, как обтачивание заготовок, шлифовка деталей, сборка инструментов, обкатка раструбов. В шестнадцать лет он представляет на выставке инструменты, искусно инкрустированные слоновой костью.

          Вместе с навыками мастера музыкальных инструментов, талантливый юноша стал ещё и прекрасным музыкантом, закончив Брюссельскую консерваторию по классу кларнета. Умение самому играть на духовом инструменте очень помогло ему в последствие пропагандировать созданный им саксофон, исполняя на нём перед публикой различные произведения.

          Первым значительным успехом юного мастера стало усовершенствование бас кларнета, который и по сей день имеет устройство механики, созданное Саксом.

молодой Сакс - копия

          Изобретатель изменил расположение звуковых отверстий, что позволило выровнять звучание инструмента в различных регистрах, убрать нестройность отдельных нот и расширить общий диапазон инструмента. Добавив второй октавный клапан, Сакс значительно облегчил исполнение в верхнем регистре, добавив своему бас кларнету более точное и яркое звучание. А самое главное, что он изменил саму форму инструмента, отказавшись от складывающейся пополам конструкции. Для большей компактности инструмента, он придал ему «S» образную форму. На конце к кларнету был приделан металлический раструб, а сверху была приделана металлическая «эска», на которую надевался мундштук. В последствие, именно эта форма инструмента и было взята за основу при изобретении саксофона.

бас кларнет сакса

       Также Сакс пытается усовершенствовать и другие духовые инструменты – фагот, английский рожок. Ещё до отъезда в Париж, он получает несколько авторских патентов.

       Перебравшись в Париж, Сакс начинает работу над принципиально новым духовым инструментом. Изучая звучание различных оркестровых групп, их сочетание друг с другом, Сакс захотел создать некий синтез звучания на одном инструменте. Чтобы играя на нём, можно было сочетать силу звука и мощь медных духовых в нижнем регистре, подвижность и лёгкость деревянных в верхнем, певучесть и вибрато струнных. Никому не дано знать – как и откуда приходит идея в голову к изобретателям. Но, судя по тому, что первоначально вновь изобретённый им инструмент сам Сакс называл «мундштучный офиклеид», видимо, он взял однажды старинный медный инструмент офиклеид

офиклеид

и, вместо его родного мундштука для медных, одел на него мундштук от бас кларнета.

Мундштук Айзен

И попробовал поиграть…И… пришло озарение!

     Сегодня, имя Сакса прочно ассоциируется только с одним его изобретением – саксофоном, семейство которых он впервые представил в Париже в 1842 году. Первым инструментом, который был представлен публике, был бас саксофон в строе До.

          Оригинальный саксофон сделанный А. Саксом. Музей Парижской консерватории:

саксофон А.Сакса в музее Парижской консерватории

          Несмотря на восторженные отзывы известных композиторов о новом инструменте (название которому – «саксофон» — придумал Гектор Берлиоз), его не торопились использовать в оркестрах. Видимо, с самого начала, судьбе саксофона была уготована роль, так сказать, “инструмента”, используемого в политических целях. Ведь именно по политическим мотивам, — из-за революции 1848 года во Франции, — его не хотели применять в симфонических оркестрах во многих странах Европы сразу после его создания… Но, военные оркестры, особенно в Америке, приняли в свой состав новый инструмент с радостью! А несколько позже, саксофон стали использовать в оркестрах, аккомпанирующих водевилям, популярному жанру лёгкой музыки, который был предшественником джаза и мюзикла. А также для аккомпанирования цирковых выступлений. Были и сольные цирковые номера с использованием саксофона. Появились и первые солисты виртуозы – Эдуард Лефебр и Руди Видофт. Это оригинальная пьеска, написанная Руди Видофтом.

          И, что самое интересное, саксофон стал очень востребованным инструментом для домашнего музицирования и небольших самодеятельных ансамблей, что породило просто взрыв спроса на производство саксофонов в конце 19-го века! А двадцатые годы в США называют “саксофономания”!

          Но вернёмся к началу.

          А. Сакс приехал в Париж в 1842 году, чтобы познакомить музыкальное общество со своим новым инструментом. А также, чтобы получить патент на его изобретение. Вот оригинальный текст патента, выданного А. Саксу:

(Мой авторский перевод с английского)

                          “Патент Франции № 3226 Саксофон

          Нижеследующий документ составлен в ответ на запрос о предоставлении патента на изобретение сроком на 15 лет. Мсье Антуан-Жозеф (именуемый Адольф) Сакс, музыкальный мастер, проживающий по улице Сен-Жорж  10, представил свою петицию на патент в офис Мэтра Перинья, адвоката по патентам, дом 10 по улице Сен-Августин, для новой системы духовых инструментов, именуемых «Саксофоны».

          К своему запросу Сакс приложил эскизы изобретённых им инструментов:

рисунок для патента Сакса

      Вскоре после этого, произошло знакомство Сакса с молодым композитором Берлиозом, которое сыграло важную роль в жизни изобретателя. Берлиоз был в восторге от звука саксофона и предложил Саксу выступить в консерватории. На прослушивании присутствовали многие известные композиторы — Ф. Обер, Ж .Галеви, Г. Доницетти и другие, перед которыми молодой изобретатель играл на своём саксофоне. Реакция слушателей была очень положительная. Несмотря на это, определённая часть музыкантов и изготовителей инструментов встретили появление нового инструмента в штыки. И началась многолетняя борьба Сакса с конкурирующими мастерами за право на существование саксофона.

     Г. Берлиоз опубликовал статью «Музыкальные инструменты А.Сакса». Будучи знатоком инструментов симфонического оркестра, он квалифицированно описывает усовершенствования  бас кларнета, сделанные Саксом. И делает заключение: «В новом бас-кларнете Сакса нет ничего старого, кроме названия». А вот что он пишет про саксофон: «Саксофон, названный так по имени изобретателя, представляет собой медный духовой инструмент, довольно похожий по своей форме на офиклеид, но снабженный девятнадцатью клапанами. На нем играют не как на других медных мундштучных инструментах, а с помощью мундштука, подобного мундштуку бас кларнета. Таким образом, саксофон может считаться родоначальником новой семьи язычковых медных инструментов. Его диапазон составляет три октавы, начиная с нижнего звука си-бемоль и до верхнего звука фа, его аппликатура примерно такая же, как аппликатура флейты и второй октавы кларнета. Что касается звучания, то его природа такова, что я не знаю ни одного инструмента низкого регистра, применяемого в настоящее время, который мог бы в этом отношении с ним сравниться. Саксофон — это инструмент с полным, приятно вибрирующим, огромным по силе и хорошо поддающимся смягчению звуком. Он значительно превосходит, на мой взгляд, низкие звуки офиклеида в отношении их точности и устойчивости. К тому же характер звучания саксофона совершенно необычен и непохож ни на один из тембров, которые можно услышать в современном оркестре, если не считать в какой-то степени низкие звуки ми и фа бас кларнета. Благодаря наличию трости саксофон может легко усиливать и ослаблять звучание. В верхнем регистре он воспроизводит волнующие и вибрирующие звуки, которые можно было бы успешно использовать для усиления мелодической выразительности. Вероятно, этот инструмент никогда не будет пригоден для игры быстрых пассажей и сложных арпеджио — но инструменты низкого регистра и не предназначены для легких переходов. Поэтому, чем сожалеть об этом, лучше радоваться тому, что невозможно будет злоупотреблять саксофоном и нарушать величественный характер его звучания, исполняя на инструменте музыкальные пустяки».

       Вскоре, Сакс получает официальное предложение от правительства Франции об организации производства духовых инструментов для военных оркестров.

     В конце 1842 года А. Сакс навсегда покидает Брюссель и окончательно перебирается в Париж, центр музыкальной жизни той эпохи.

     В Париже начался новый период творческой биографии Сакса. Заняв 4000 франков у флейтиста «Гранд-Опера» Доруса и приобретя помещение, он открыл собственную фабрику по производству духовых инструментов.

оригинальные саксофона Сакса

Это оригинальные саксофоны, произведённые на фабрике А.Сакса.

   Однако, деятельность изобретателя в Париже была омрачена постоянными тяжбами с его коллегами — французскими и немецкими музыкальными мастерами, которые судебными исками, по поводу якобы плагиата, несколько раз доводили Сакса до банкротства… Сохранилось решение Парижского суда, проигранного Саксом, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием «саксофон» не существует и не может существовать».

       Однако, несмотря на это, с середины 1840-х годов, для Сакса начинается период его успешного изобретательства. В августе 1843 года, Сакс получает свой первый французский патент — За изобретение нового семейства медных инструментов — сакструб. В ноябре 1845 года он получает ещё один патент — за семейство медных духовых инструментов бюглей, или саксгорнов, инструментов, имеющих единый внешний вид, с раструбами направленными вверх и с помещенными вертикально сверху помпами. Эти инструменты составили в дальнейшем основу современного духового оркестра.

каталог инструментов Сакса  Образцы из каталога инструментов, предлагаемых фабрикой Сакса.

   Знаменательным было выступление Сакса в концертом зале Герца,в 1844 году. На авторском концерте Берлиоза было исполнено его произведение “Священный хорал”, специально написанное для секстета инструментов, усовершенствованных или изобретённых Саксом. На саксофоне играл сам изобретатель.

   Успех был оглушительный! Присутствовавший на концерте Мейербер воскликнул: «Вот для меня совершенство звука!», а растроганный Россини заявил, что «никогда не слышал ничего более прекрасного». С этого момента саксофон стал полноправным членом семьи духовых инструментов.

Сакс начинает создавать не только семейство саксофонов, предназначенное как для симфонических, так и для духовых оркестров. Он также работает над изобретением других духовых инструментов. На конкурсе духовых военных оркестров, первый приз получает оркестр, составленный в большинстве своём из инструментов, изобретённых А. Саксом. В его состав входили: два бас кларнета системы Сакса, два тенор саксофона in Е♭ (прообразы будущего баритон саксофона), две помповые трубы системы Сакса, 12 саксгорнов (пикколо, альты, теноры и контрабасы различного строя), один помповый тромбон системы Сакса.

   В том же 1845 году саксофон был представлен Саксом на французскую национальную выставку, а 22 июня 1846 года был получен патент сроком на десять лет. В патенте, изобретатель указал, что изготовил в разных строях два самостоятельных семейства саксофонов, из которых одно предназначалось для применения в симфоническом оркестре, а другое — в духовом. Первое семейство было составлено им из шести разновидностей, в строе in F и in C, а во вторую группу вошло семь инструментов в строе in E♭ и in B♭. Каждая разновидность саксофона получила свое название: сопранино, сопрано, альт, тенор, баритон, бас, контрабас. Интересно, что первая группа не получила распространения, зато вторая группа стала применяться как в симфонической музыке, так, в последствие, и в джазе.

В 1857-1870 годах Сакс преподавал игру на саксофоне в военном училище при Парижской Консерватории. За эти годы он подготовил множество первоклассных музыкантов. Но в 1870 году началась война, и спустя некоторое время училище было закрыто. Класс саксофона в Парижской консерватории был открыт лишь в 1942 году. После 1870 года в Европе начался период упадка интереса к инструменту, однако «эстафету» приняли американские музыканты, в частности, Элиза Холл, успешно выступавшая в качестве сольного исполнителя. В 1888 году начинается производство саксофонов в США – Чарльз Конн открывает свою фабрику в Элкхарте, Индиана. С той поры, начинается триумфальное шествие саксофона по Америке.

          А производство саксофонов на фабрике Сакса пришло в упадок. Срок его патента на саксофоны истёк в 1866 году. Постоянные интриги конкурентов, судебные тяжбы по обвинению Сакса в плагиате окончательно его разорили. От полного банкротства его спасло вмешательство Наполеона III, одного из его почитателей. Полностью обнищавший, семидесятилетний А. Сакс продолжал преподавать саксофон бесплатно, лишь бы хоть кому–то передать знания об этом инструменте.

   Чтобы судить о размахе изобретательской деятельности Сакса, достаточно сказать, что за свою творческую жизнь он запатентовал 35 изобретений. Его усилия были направлены на улучшение конструкций не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных. Но главным делом его жизни стало изобретение саксофона. На саксофон обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе дав ему большие соло в его балете «Арлезианка», Дж. Мейербер в опере «Африканка», Р. Вагнер в опере «Тангейзер» ,   Ф. Галеви — «Вечный жид», Л. Делиб — «Сильвия», Ж. Массне — «Вертер», К. Сен-Санс — «Генрих VIII» и др.

   Несколько позже, в 20-м веке, саксофон появляется в партитурах многих композиторов: М. Равель — три саксофона в «Болеро», А. Брукнер – четыре саксофона в партитуре «Симфония Доместика», А. Онеггер — оратория «Жанна д’Арк на костре», Ч. Айвз -симфония №4, Дж. Гершвин — «Рапсодия в стиле блюз», «Американец в Париже», А. Копленд — «Симфония», Д. Мийо — опера «Сотворение мира», Дж. Пуччини – опера «Турандот», А. Шёнберг — четыре саксофона в партитуре оперы «С сегодня до завтра» и др.

           Для саксофона пишут сольные произведения Ж. Ибер,    К.Дебюсси, К.  Сен-Санс, Э.  Виллла-Лобос, П.  Хиндемит, А.  Берг и многие другие.

     Очень по душе пришёлся тембр саксофона нашим отечественным композиторам. С. В. Рахманинов ввёл саксофон в сюиту «Симфонические танцы» А. К. Глазунов написал Концерт для саксофона с оркестром, С. С. Прокофьев ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», в сюиту «Поручик Киже», А. И. Хачатурян — в балет «Гаянэ», у Д. Д. Шостаковича саксофон солирует в балете «Золотой век». Ну и всем известен отрывок из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского, хоть эта оркестровка и принадлежит Равелю. Среди композиторов советского периода 50-х — 70-х годов, создававших произведения для саксофона — Эдисон Денисов, София Губайдулина, Вячеслав Артёмов, Николай Пейко, Андрей Эшпай.

          Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, но он добавляет к его звучанию свои, неповторимые краски.

          О лидирующей роли саксофона в джазе не стоит и говорить, это всем известно.Так же как и использование саксофона в других современных жанрах — в ритм энд блюзе и роке. Но это тема для отдельной статьи.

         В целом, можно сказать, что  изобретения Сакса совершили переворот в производстве инструментов, дав и симфоническим, и духовым, и джазовым оркестрам целый ряд новых инструментов, обогативших их палитру. Если попытаться определить – какие инструменты являются наибольшими выразителями современной эпохи в музыке, то на ум скорее всего придут электрогитара, синтезатор и саксофон. Но первые два являются электронными инструментами, и лишь одним естественным акустическим инструментом из этой триады является саксофон, изобретателем которого и был Адольф Сакс, разорённый своими завистниками и умерший в нищете. Похоронен он был в Париже, на кладбище Монмартра.

Могила А.Сакса в Париже

могила сакса1

Памятник саксофону на родине Сакса в городе Динан,
Бельгия

памятник саксофону 

Памятник А.Саксу у входа в его музей в городе Динан,
Бельгия

памятник саксу

          P.S.  Не знаю, может оттого что я за сорок лет наслушался саксофона, а может потому что на старости лет все слегка впадают в детство, но, в настоящее время, вот это изобретение Антуана-Жозефа Сакса мне нравится до чрезвычайности!

Полное или частичное копирование материалов статьи разрешено только при обязательном указании моего авторства и прямой ссылки на оригинальную статью.

Добавить комментарий

Профессиональная подготовка. Сайт находится в разработке

Сайт размещается на хостинге Спринтхост