С чего начать

Саксофон –это так романтично…

Но с чего же начать?

    …всё начинается с маленькой пластинки камыша, стачиваемой почти на нет с одного конца. Она называется трость. Изготавливается трость вручную, это целое искусство, -правильно обточить камыш.

трости фото 2

Хотя, уже лет тридцать, как некоторые фирмы предлагают трости, покрытые специальным пластиком:

трость пластиковое покрытие

А то и вовсе изготавливают трости целиком из пластмассы:

пластиковая трость

     Если трость плохая, то даже если саксофон будет из чистого золота, он звучать не будет. Трость является тем источником звука, который создаётся при вдувании воздуха в саксофон. Воздух колеблет трость, и таким образом образовывается звук. Вроде бы, всё ясно. Кроме одного. Почему, с одной и той же тростью, на одном и том же саксофоне, у двух одинаково подготовленных исполнителей, звук будет совершенно разным? Вот – гамлетовский вопрос…
Итак, понадобится пачка тростей. Для начала обычных, из камыша.

     И поскольку трости – вещь чрезвычайно хрупкая и ценная, из десятка купленных, как правило, лишь несколько подходят, то для их хранения нужно купить специальный чехол, или коробочку. Очень хороша вот такая:

футляр для тростей со стеклом
Потому что мокрая после игры трость, при высыхании имеет свойство коробиться. А в этом футлярчике есть стёклышки, на которые кладутся трости и прижимаются. И это позволяет им оставаться ровными и не коробиться. Целая наука! Почти так же всё наворочено как в косметичке!

       Также, тембр звука очень зависит от мундштука. Мундштуки бывают эбонитовые:

ещё мундштук

и металлические:

мундштук металлический

     Считается, что эбонитовые больше предназначены для классики, а металлические больше подходят для джаза и рока. Но, опять же, у тех же двоих исполнителей, у одного из них металлический мундштук будет звучать мягко и объёмно, а у второго и на эбонитовом звук будет резкий и звонкий. Сплошные тайны…
Начинать играть лучше всего всё-таки на эбонитовом.
А ещё ведь эти трости и мундштуки различаются по номерам! Эти номера обозначают: у трости степень заточки, её тяжесть, как мы говорим. Потому что, чем толще трость на кончике, тем труднее на ней издать звук; а у мундштука номер обозначает величину пасти.
Ничего кровожадного, эта пасть всего-то два – три миллиметра шириной – это зазор между кончиком трости и концом мундштука, в этот зазор и вдувается воздух, чтобы создать колебание трости.

схема мундштука с тростью и лигатурой - копия     Чем больше пасть, тем сильнее надо дуть, чтобы хоть что-то получилось. Зато, если получится, то звук будет более широкий и мощный. Но есть ещё обратная и пропорциональная зависимости между тяжестью трости и величиной пасти мундштука. И можно, к примеру, взять лёгкую трость и поставить её на мундштук с большой пастью. А можно и наоборот, взять тяжёлую трость и поставить её на мундштук с маленькой пастью. И эффект будет совсем другой. А можно… Вы ещё не заснули? Короче, тема эта бесконечная. И нужно сначала этой болезнью заболеть, тогда станет интересно.
А для начала, нужно всё равно иметь лёгкие трости и мундштук с небольшой пастью. А инструменты для занятий у меня -я поначалу предоставляю. Если продержитесь в саксофонистах хотя бы полгодика, можно будет подумать о расширении арсенала.
Забегая вперёд, могу утешить – одного эбонитового мундштука для классики, и одного металлического для джаза и рока, будет вполне достаточно. Хотя, мне известны некоторые мои коллеги, у которых мундштуками забиты несколько ящиков в письменном столе. Надеюсь, что чаша сия вас минует… Потому что, по великому секрету, могу вам сообщить одну тайну. Только, дайте слово, что вы не проговоритесь тем самым коллегам, которые скупают мундштуки по всему свету. Звук, на любом инструменте, в том числе и на саксофоне, даётся от Бога! И если эта Благодать вам уготована, то звучать будет бесподобно на любом мундштуке. А если нет… то лучше заняться, например, фотографией, или разведением рыбок. Ну, или покупайте стол с вместительными полками!

     Трость к мундштуку прикрепляется машинкой. Лигатурой, по-научному:

лигатура 3 - копия       Сейчас пошла волна мнений, что и от неё зависит звучание саксофона. Типа, более плотное прижимание трости к мундштуку обеспечивает лучшее звучание и пр. Спору нет, трость должна прилегать плотно. А вот при помощи чего это будет сделано – абсолютно всё равно. Мой папа на кларнете прикручивал трость обыкновенной бечёвкой, чёрненькой такой, как сейчас помню… И ничего, как–никак и в оркестре Большого театра  на кларнете играл, и в оркестре Кинематографии на саксофоне солировал. Кстати, моего папу можно увидеть на основной заставке сайта, второй слева в первом ряду, первый альт саксофон оркестра Кинематографии, новогодний «Голубой огонёк» 1962/63гг.
А недавно увидел, фирма Вандорен опять бечёвочку предлагает!

веревочная лигатура
Венчает всю эту конструкцию из мундштука, трости и машинки – колпачок:

лигатура 4

     Служит он для предохранения очень хрупкого кончика трости на то время, что вы не играете. Хорошо, что пока никто не додумался, что и от колпачка зависит, как звучит инструмент. Мир ещё в ожидании этого гения маркетинга, который и под этот предмет подведёт “научную” базу.

     Из того что вам совершенно будет необходимо с самого начала – это удобный гайтан. Это такой ремешок в виде хомута, который одевается на шею или на плечи и к нему пристёгивается саксофон. Его по-простому называют хомуток, или ошейник. Гайтаны бывают обыкновенные, одевающиеся на шею:

классический хомуток на человеке

А бывают в виде сбруи, одевающейся на плечи:

гайтан на человеке 2

     Подобная конструкция позволяет не нагружать шейные позвонки, и абсолютно необходима для детей, занимающихся на саксофоне!

     Все эти приспособления нужны для того, чтобы не держать эту бандуру в руках. У каждого саксофона на корпусе специально для этого есть кольцо, с его помощью можно повесить инструмент на гайтан и свободно перебирать пальцами, улыбаясь восторженной публике. Так что, хомуток – вещь совершенно необходимая. Если вы конечно в принципе готовы повесить себе этот хомут на шею…
Ещё, вам не помешает пюпитр – это такая подставка для нот:

пюпитр

     Понимаю, что ноты эти – хуже, чем китайская грамота, но без них – никуда. Зато потом, когда вы станете настоящим «китайцем», перед вами откроется целый мир… А ещё потом, когда все произведения будут выучены наизусть, когда вы научитесь “видеть” у себя в голове ноты той мелодии, которую вы хотите сыграть, тогда, необходимость в нотах в целом отпадёт. А на пюпитр можно будет ставить книжку, и читать её во время ежедневных обязательных двухчасовых упражнений на инструменте. (Одно и то же, изо дня в день, и так всю жизнь…) Или планшет на него с фильмом положить и смотреть кино, пока дуешь упражнения. Красота!

     А в перерывах, саксофону хорошо было бы находиться на специальной стойке:

стойка с саксофоном

     Это очень удобно. При лежачем положении, может нарушится механика некоторых клапанов. Кроме того, при игре, внутри саксофона образуется конденсат. Металлический корпус инструмента нагревается, а потом в перерыве, начинает охлаждаться и образуется конденсат. Струйки воды заливают подушечки, и они от этого быстро приходят в негодность. Саксофон перестаёт “крыть”, то есть, клапанные подушечки перестают плотно прилегать к чашкам отверстий и между ними образуется люфт, сквозь который проходит воздух, что существенно затрудняет звукоизвлечение. Играть на таком инструменте сущее мучение!

     Вот как выглядят подушечки:

подушечки

Они изготавливаются из тончайшей лайки и вставляются во внутреннюю часть клапанов.
2015-08-19 at 10-21-11

     Внутри механики есть ещё очень много чего интересного, но пусть это пока для вас останется тайной. Потом сюрприз будет!

    После игры, саксофон необходимо разобрать и тщательно протереть внутри корпус, эску и мундштук, чтобы избавиться от влаги, пагубно влияющей на состояние инструмента. Для этого существуют различные приспособления:

ершик для чистки саксофона     Если после начала ваших занятий, с вами перестанут здороваться соседи, то имеет смысл приобрести вот такую штуку:

глушитель для саксофона
Это демпфер, он вставляется в раструб саксофона и здорово приглушает его звук.

       Ну вот, это всё, что вам поначалу может понадобиться.
Хотя, некоторым может понадобиться очень многое. Им я предлагаю почитать очень занимательную статью с одного американского сайта для профессиональных саксофонистов, в моём переводе.
Для тех, кто уже не первый год мучается с этой S-образной загогулиной, я предлагаю ознакомиться со статьёй о тростях, мундштуках, марках саксофонов, set ups великих (и не очень) и прочих вечных темах в статье «Мундштуки, трости, машинки марки саксофонов и их сочетание».

       А теперь, об орудии главного калибра.

  Саксофон

Вот схема саксофона,сделанная моими умелыми руками:

сасксофон для схемы 2 - копия

     А вот как выглядит саксофон в разобранном виде
разобранный саксофон

       Для того, чтобы вы не задевали прохожих эской (этим верхним изгибом), когда несёте саксофон по улице, она отвинчивается и кладётся в футляр отдельно:открытый кофр     Кстати, кофры, или футляры, продаются, как правило, вместе с саксофоном. Но если понадобится, то можно купить самые разные футляры или чехлы. В городе очень удобны те, что можно носить как рюкзак:

мягкий чехол для саксофона

А для дальних поездок больше подойдёт жёсткий футляр:

футляр для саксофона

Но вернёмся собственно к саксофону.

     Та часть саксофона, что мы положили в футляр отдельно, называется эска. Потому что имеет форму латинской буквы “S”. На её конце наклеена пробка, на которую насаживается мундштук:

эска с пробкой

     Корпус саксофона усеивают клапаны, которые закрывают соответствующие отверстия, и это позволяет издавать на саксофоне различные ноты.

Альт белый лак фирмы Сельмер

     Иногда -довольно удачно. Иногда – не очень…

     Чтобы издавать удачные ноты почаще, инструмент надо правильно выбрать. Каким же образом?

     Кстати, если вы заметили, то саксофоны бывают разных размеров и форм. Для того, чтобы выбрать для себя ту разновидность саксофона, которая вам понравится, и на которой вы захотите играть, предлагаю вам ознакомиться со статьёй “Виды и разновидности саксофонов“.

Итак, выбираем саксофон.

     В современной классификации музыкальных инструментов, предлагаемых магазинами, встречаются такие понятия как “студенческая модель”, “профессиональная модель” и “полупрофессиональная модель”. Если с первыми двумя мне всё понятно, то про третью – не понятно совсем. Полупрофессиональный шофёр – это кто? А полупрофессиональный повар, портной? Тем, кто считает, что инструмент может быть “полупрофессиональным”, я желаю питаться в ресторане с полупрофессиональным поваром и одеваться у полупрофессионального портного. Это как с осетриной второй свежести, помните? То же самое и с профессионализмом, и с профессиональными инструментами. Или этот инструмент профессиональный, или он студенческий. Или вам пытаются под видом “полупрофессионального” инструмента впихнуть обычную студенческую модель, но в два раза дороже.

     Так что же покупать? Если не брать во внимание материальную сторону вопроса, возможности у всех разные. Понимаю, что хороший инструмент стоит хороших денег, но хочется всё-таки посоветовать купить профессиональную модель. Потому что те технологические несовершенства, которые существуют у всех студенческих моделей, будут восприниматься вами как ваше техническое неумение. А поскольку оно поначалу и так будет очень близко к нулю, то разочарование может наступить очень быстро. И очень необоснованно! Конечно, профессиональные модели у раскрученных фирм стоят довольно больших денег. Но есть целый ряд компаний, выпускающих очень приличные инструменты по вполне умеренным деньгам. И есть старые инструменты, то есть те, что были выпущены давно, и тоже не раскрученными фирмами, но находятся в хорошем состоянии. Технические показатели механики таких инструментов и их звучание вполне сопоставимы с профессиональными моделями известных фирм, а цена зачастую меньше в разы. Кроме того, никто не знает, как у вас сложится с саксофоном, дело это не простое. Не стоит воспринимать всерьёз заявления некоторых новомодных преподавателей, привнесших в процесс преподавания музыки элементы рекламы акций на бирже. Их заявления, что вы чуть ли не на первом занятии заиграете на саксофоне, ничего кроме умиления у меня не вызывают. Тут бы хорошо, чтобы вы хотя бы через полгода некие удобоваримые звуки начали издавать… Дело это, повторяю, очень не простое. И если оно вам придётся не по душе, то дешёвый инструмент вам продать вряд ли удастся. А вот удачно купленный хороший профессиональный инструмент, вы продадите за один день. И за те же деньги, что купили. Просто, такой инструмент нужно поискать, и желательно с помощью компетентного в этом деле человека. Но дело стоит того, ведь при любом раскладе вы не проиграете. Или будете играть на хорошем инструменте и радоваться, или вернёте свои деньги обратно.
Ну вот, в целом всё, всем начинающим желаю успеха.

     Бедные ваши соседи!

 

Фото моста через реку Маас в Динане, Бельгия, городе,
где родился изобретатель саксофона Адольф Сакс:

Динан фото моста

Динан фото моста через реку Маас

Добавить комментарий

Профессиональная подготовка. Сайт находится в разработке

Сайт размещается на хостинге Спринтхост