“… На заре человечества…” Все научные статьи, для большего охвата исторической перспективы, принято начинать словами «на заре человечества». А тогда и человечества то ещё никакого не было! А были лишь одни таинственные неандертальцы. Даже и не знаю как статью начать… Никак у меня научные статьи не получаются. Да и не мудрено, – ну как саксофонист может написать дельную научную статью!?! Однако, попробую…
… Ещё до зари человечества, на земле жили одни неандертальцы. И даже у них, уже была потребность дуть в какой-нибудь предмет, чтобы издавались всякие звуки. В восьмидесятые годы, при археологических раскопках пещеры в Словении, была обнаружена доисторическая свирель, сделанная из кости пещерного медведя.
“Доцент Иван Турк с музыкальным инструментом,
которому 60 тысяч лет”
Имя изобретателя этого инструмента неизвестно,
фото отсутствует
Учёные (не саксофонисты) реконструировали из этой находки музыкальный инструмент
Но поиграть на нём дали всё-таки профессиональному музыканту. Посмотрите это видео. Играет Любен Димкаровски (музыка сочинена не неандертальцем)
Да что там неандертальцы!
Сами боги иногда развлекались игрой на дудочке!
Статуя Кришны XII век
Несколько позже, когда уже были люди, они тоже любили играть на различных духовых инструментах
пан флейты Европа, XIV век
И даже китайцы начали производство духовых музыкальных инструментов значительно раньше, чем вы думаете
Также, люди учили своих детей с раннего детства играть на различных дудочках
(на фото я в два года, середина прошлого века)
Несколько раньше прошлого века, в веке восемнадцатом, мастера стали навешивать на подобные дудочки различные механизмы в виде системы клапанов, пробовать изготавливать отдельные части деревянных инструментов из металла, а были уже и целиком металлические инструменты. Мастера стали придавать своим инструментам различные формы, проделывать в них дополнительные отверстия, улучшающие их акустику и делающие их более удобными для исполнения.
Благодаря усилиям таких мастеров как Теобальд Бём, создавший систему клапанов для флейты, Айван Мюллер, сконструировавший оригинальную форму альтового и басового кларнета, и многих других мастеров, на свет стали появляться различные новые инструменты.
Бассетгорн, Антон и Михаэл Мейрхофер
Кларнет, Хейнрих Гренсер
Альтовый кларнет, Айван Мюллер
Офиклеид , Жан-Илер Асте
Семейство офиклеидов,частная коллекция
Так звучит офиклеид
в “Героической симфонии” Г.Берлиоза
Именно к этому инструменту Сакс приставил мундштук от бас кларнета, и попробовал с этим мундштуком на нём поиграть. Считается, что этот момент послужил для него толчком для создания своего инструмента. Первоначально,инструмент изобретённый Саксом назывался мундштучный офиклеид. Подробнее о биографии А.Сакса и истории создания саксофона читайте в статье
Кларнеты, Йохан-Кристоф Деннэр
В XVIII веке Йохан-Кристоф Деннэр создал семейство кларнетов, усовершенствовав старинную французскую свирель. Эта свирель пришла к нам ещё из Древнего Египта. Вот так выглядит современное семейство кларнетов
Чудесная видео иллюстрация представителей этого семейства: самый маленький пикколо кларнет и самый большой субконтрабас кларнеты. (Большой уж больно на кого -то смахивает, вы не находите?)
Система кольцевых клапанов Бёма на кларнете,
Гиацинт Клозе и Луи-Огюст Бюффе
Контрабас с тростью, Чарльз Махилльон
Все эти изобретения были сконструированы в конце XVIII-го, начале XIX-го веков.
Вам эти инструменты ничего не напоминают?
В смысле, -если взять металлический корпус офиклеида, систему клапанов Клозе – Бюффе, S-образную форму и мундштук от альтового кларнета Мюллера,
то получается…
правильно, -саксофон!
Так что же “изобрёл” тогда Адольф Сакс?
Да ничего, по большому счёту!
Поклонники Сакса рассказывают о толпах “завистников”, отравивших жизнь Саксу постоянными исками в суд о плагиате. Мастера инструментов, у которых он… эээ… подсмотрел многие идеи, может быть и завидовали. А судьи? Им-то какое было дело до этих причудливых безделиц? А ведь все они, единодушно, на многочисленных судебных процессах по искам о плагиате к А. Саксу, выносили один и то же вердикт – Сакс виновен!
И потом, А. Сакс отнюдь не был только истцом. Он не брезговал и сам подавать в суд на своих конкурентов, например, на мастера Пьера-Луи Готро создателя саррюзофона.
Саррюзофон, Пьер-Луи Готро
Этот инструмент был создан по идее дирижёра военного духового оркестра Пьера-Огюста Саррюза, и назван в честь него саррюзофон. И вновь Сакс проиграл суд, теперь уже как истец! По заключению суда, несмотря на то, что есть конструктивное сходство в механике, тембры саксофона и саррюзофона настолько отличаются, что ни о каком заимствовании нет и речи.
(Представляю себе эти судебные баталии, -с судьями в париках, с жаркими речами адвокатов, с демонстрацией звучания этих штуковин…)
Ротофон, Фердинандо Рот
Эти инструменты проиграли саксофону в гонке за выживание, но если бы сложилось по другому, то джаз оркестр мог бы выглядеть сейчас вот так (фото начала XX-го века).
На снимке: В верхнем ряду, крайние слева и справа -ротофоны, остальные -саррюзофоны.
Конечно, нельзя сказать, что Сакс не создал ничего своего вообще! Его инструмент всё-таки отличается от своих предшественников. Но, в данном случае, можно говорить скорее об удачной компиляции, нежели об изобретении. Об усовершенствовании уже существующего. Ну, и об известной доле удачи, которая подчас важнее всего. А удача А. Сакса заключалась в том, что он, компилируя между собой части и механику от разных инструментов, и, скорее всего, не представляя изначально, -что из всего из этого получится, создал инструмент с совершенно уникальным тембром, и с огромными техническими возможностями.
Знаете, говорят, что тот, кто первый додумался, что дважды два – четыре, был гений. А остальные лишь учат таблицу умножения…
В настоящем же, все названия инструментов и имена конкурентов А. Сакса канули в лету, а саксофон стал популярнейшим инструментом нашего времени. Так распорядилась История.
Подлинные саксофоны А.Сакса в музее Метрополитен, Нью-Йорк