Саксофон: Предшественники, родственники, конкуренты

         “… На заре человечества…” Все научные статьи, для большего охвата исторической перспективы, принято начинать словами «на заре человечества».  А тогда и человечества то ещё никакого не было! А были лишь одни таинственные неандертальцы. Даже и не знаю как статью начать… Никак у меня научные статьи не получаются. Да и не мудрено, – ну как саксофонист может написать дельную научную статью!?! Однако, попробую…

     … Ещё до зари человечества, на земле жили одни неандертальцы. И даже у них, уже была потребность дуть в какой-нибудь предмет, чтобы издавались всякие звуки. В восьмидесятые годы, при археологических раскопках пещеры в Словении, была обнаружена доисторическая свирель, сделанная из кости пещерного медведя.

2015-08-20 at 09-04-30      “Доцент Иван Турк с музыкальным инструментом,
которому  60 тысяч лет”

         Имя изобретателя этого инструмента неизвестно,
фото отсутствует

рамка для фото - копия

         Учёные (не саксофонисты) реконструировали из этой находки музыкальный инструмент

2015-08-20 at 09-05-40

Но поиграть на нём дали всё-таки профессиональному музыканту. Посмотрите это видео. Играет Любен Димкаровски (музыка сочинена не неандертальцем)

Да что там неандертальцы!
Сами боги иногда развлекались игрой на дудочке!

Sri_Mariamman_Temple_Singapore кришна

Статуя Кришны XII век

Несколько позже, когда уже были люди, они тоже любили играть на различных духовых инструментах

CantigasDeSantaMariaPanPipes

пан флейты Европа, XIV век

И даже китайцы начали производство духовых музыкальных инструментов значительно раньше, чем вы думаете

Gu Hongzhong, The Night Revels of Han Xizai, in Zhongguo lidai huihua: Gugong bowuyuan canghua ji, vol. 1. Beijing: Renmin meishu chubanshe, 1978. p. 91. Collection of the National Palace Museum, Beijing. Detail of handscroll (women musicians), ink & colors on silk, 28.7 x 335.5 cm                                                                                        Музей Пекина, IX век

Также,  люди учили своих детей с раннего детства играть на различных дудочках

Тяга к дудкам у меня была с детства(на фото я в два года, середина прошлого века)

          Несколько раньше прошлого века, в веке восемнадцатом, мастера стали навешивать на подобные дудочки различные механизмы в виде системы клапанов, пробовать изготавливать отдельные части деревянных инструментов из металла, а были уже и целиком металлические инструменты. Мастера стали придавать своим инструментам различные формы, проделывать в них дополнительные отверстия, улучшающие их акустику и делающие их более удобными для исполнения.

          Благодаря усилиям таких мастеров как Теобальд Бём, создавший систему клапанов для флейты, Айван Мюллер, сконструировавший оригинальную форму альтового и басового кларнета, и многих других мастеров, на свет стали появляться различные новые инструменты.

Бассетгорн, Антон и Михаэл Мейрхофер

бассетгорн музей БерлинБерлинский музей

Кларнет, Хейнрих Гренсер

кларнет ГренсераМузей университета Эдибурга

Альтовый кларнет, Айван Мюллер

Alto_clarinet

Офиклеид , Жан-Илер Асте

OphicleidesСемейство офиклеидов,частная коллекция

Так звучит офиклеид
в “Героической симфонии” Г.Берлиоза

        Именно к этому инструменту Сакс приставил мундштук от бас кларнета, и попробовал с этим мундштуком на нём поиграть. Считается, что этот момент послужил для него толчком для создания своего инструмента. Первоначально,инструмент изобретённый Саксом назывался мундштучный офиклеид. Подробнее о биографии А.Сакса и истории создания саксофона читайте в статье

Кларнеты, Йохан-Кристоф Деннэр

    В XVIII веке Йохан-Кристоф Деннэр создал семейство кларнетов, усовершенствовав старинную французскую свирель. Эта свирель пришла к нам ещё из Древнего Египта. Вот так выглядит современное семейство кларнетов

семейство кларнетов

     Чудесная видео иллюстрация представителей этого семейства: самый маленький пикколо кларнет и самый большой субконтрабас кларнеты. (Большой уж больно на кого -то смахивает, вы не находите?)

Система кольцевых клапанов Бёма на кларнете,
Гиацинт Клозе и Луи-Огюст Бюффе

Aflat_eflat_bflat

Контрабас с тростью, Чарльз Махилльон

контрабас с тростью

 

Все эти изобретения были сконструированы в конце XVIII-го, начале XIX-го веков.

Вам  эти инструменты ничего не напоминают?

В смысле, -если взять металлический корпус офиклеида, систему клапанов Клозе – Бюффе, S-образную форму и мундштук от альтового кларнета Мюллера,

то получается…

правильно, -саксофон!

Так что же “изобрёл” тогда Адольф Сакс?

Да ничего, по большому счёту!

     Поклонники Сакса рассказывают о толпах “завистников”, отравивших жизнь Саксу постоянными исками в суд о плагиате. Мастера инструментов, у которых он… эээ… подсмотрел многие идеи, может быть и завидовали. А судьи? Им-то какое было дело до этих причудливых безделиц? А ведь все они, единодушно, на многочисленных судебных процессах по искам о плагиате к А. Саксу,  выносили один и то же вердикт – Сакс виновен!

     И потом, А. Сакс отнюдь не был только истцом. Он не брезговал и сам подавать в суд на своих конкурентов, например, на мастера Пьера-Луи Готро создателя саррюзофона.

Саррюзофон, Пьер-Луи Готро

Баритон саррюзофон     Этот инструмент был создан по идее дирижёра военного духового оркестра Пьера-Огюста Саррюза, и назван в честь него саррюзофон. И вновь Сакс проиграл суд, теперь уже как истец! По заключению суда, несмотря на то, что есть конструктивное сходство в механике, тембры саксофона и саррюзофона настолько отличаются, что ни о каком заимствовании нет и речи.

(Представляю себе эти судебные баталии, -с судьями в париках, с жаркими речами адвокатов, с демонстрацией звучания этих штуковин…)

Ротофон, Фердинандо Рот

сопрано рoтфон

      Эти инструменты проиграли саксофону в гонке за выживание, но если бы сложилось по другому, то джаз оркестр мог бы выглядеть сейчас вот так (фото начала XX-го века).

UI-Sarrusophone-section-194

  На снимке: В верхнем ряду, крайние слева и справа -ротофоны, остальные -саррюзофоны.

     Конечно, нельзя сказать, что Сакс не создал ничего своего вообще! Его инструмент всё-таки отличается от своих предшественников. Но, в данном случае, можно говорить скорее об удачной компиляции, нежели об изобретении. Об усовершенствовании уже существующего. Ну, и об известной доле удачи, которая подчас важнее всего. А удача А. Сакса заключалась в том, что он, компилируя между собой части и механику от разных инструментов, и, скорее всего, не представляя изначально, -что из всего из этого получится, создал инструмент с совершенно уникальным тембром, и с огромными техническими возможностями.

       Знаете, говорят, что тот, кто первый додумался, что дважды два – четыре, был гений. А остальные лишь учат таблицу умножения…

В настоящем же, все названия инструментов и имена конкурентов А. Сакса канули в лету, а саксофон стал популярнейшим инструментом нашего времени. Так распорядилась История.

метрополитен музейПодлинные саксофоны А.Сакса в музее Метрополитен, Нью-Йорк

Профессиональная подготовка. Сайт находится в разработке

Сайт размещается на хостинге Спринтхост